ѕоиск
 лиенты

Scrum за п€ть минут

—огласно недавним исследовани€м, около 90% зарубежных »“-компаний предпочитают Scrum дл€ управлени€ своими проектами. —реди них Microsoft, Yahoo, Google, IBM, Amazon, BBC, а также Philips, Siemens, Nokia и многие другие. ќ том, что из себ€ представл€ет данна€ методологи€ и в чем причина ее успеха, рассказывает старший инженер по тестированию компании Ђјпланаї Ч  сени€  вакова.

Agile и Scrum в проектном управлении

„тобы лучше понимать, что такое Scrum, как методологи€ управлени€ проектами, нужно начать с Agile.

Agile (с англ. Ђгибкийї, Ђподвижныйї, Ђбыстрыйї) Ч это система ценностей. Ђ¬недритьї Agile нельз€, ведь ценности можно лишь предложить люд€м, максимум Ч привить их. ѕридержива€сь каких-то убеждений, раздел€€ некие принципы, можно проецировать их на любые свои действи€ (и на любой вид коллективной де€тельности). Ќа основе Agile развиваетс€ целый комплекс подходов, но сама€ распространенна€ практика в управлении проектами Ч Scrum (—крам).

„етыре ценности и 12 принципов Agile подробно описаны в Agile-манифесте, а узнать больше об Agile можно из предыдущей статьи в блоге Ђјпланыї Ч ЂAgile и управление проектамиї.

 

Scrum Ч это фреймворк или Ђкаркасї, один из Agile-процессов, практическое воплощение его ценностей, предназначенное дл€ разработки, поставки и поддержки сложных продуктов.

 

„тобы объ€снить суть подхода, создатели Scrum (и одни из создателей Agile)  ен Ўвабер и ƒжефф —азерленд разработали Ђ»счерпывающее руководство по —крамуї, в котором описали основные Ђправила игрыї, а затем дополн€ли его на прот€жении более двадцати лет.  онечно, Scrum не стоит на месте, а продолжает развиватьс€. Ќо в чем же его суть? ¬ чем причина его успеха?!

Scrum: теори€ и ценности

¬ современном мире, особенно в высококонкурентной сфере IT, скорость выпуска продукта стоит в приоритете. ѕри этом качество не должно страдать. Scrum позвол€ет выпускать функциональный продукт снова и снова, через определенные временные отрезки (от двух недель до мес€ца), называемые спринтами. —принт Ч это €дро Scrum, его главна€ составл€юща€, проект в миниатюре. Ќовый спринт начинаетс€ сразу после окончани€ предыдущего. ѕо результатам каждого из них принимаетс€ решение: выпускать этот реально работающий программный продукт как есть, либо продолжить улучшение на следующем этапе.

Scrum использует итеративный (регул€рный повтор полного цикла работы над продуктом с непрерывным анализом результатов предыдущего этапа, корректировкой требований и процесса) и инкрементальный подходы (приращение результатов предыдущего этапа), чтобы управл€ть рисками и улучшать прогнозируемость.

Ѕлагодар€ итерационной разработке, продукт можно выпускать быстро, с высокой периодичностью, а его качество можно посто€нно улучшать, внос€ определенные доработки и корректировки. “аким образом, работоспособна€ и потенциально полезна€ верси€ продукта доступна в любой момент.

Scrum компактный, простой дл€ понимани€, но трудный дл€ совершенного овладени€. ќн основан на теории эмпирического управлени€, согласно которой источником знаний €вл€етс€ не что иное, как опыт, а источником решений Ч реальные данные. ѕроцесс эмпирического управлени€ основан на Ђтрех китахї: прозрачности, инспекции и адаптации.

 оманда в Scrum опираетс€ на несколько ценностей: преданность, смелость, сфокусированность, открытость и уважение.

—уть Scrum Ч в маленькой команде людей

–аздел€€ ценности, каждый участник Scrum-команды должен уважать других, быть открытым с коллегами, смел, сфокусирован на результате и предан делу. ¬се должны знать, что происходит в проекте, с тем чтобы помочь команде добиватьс€ нужных результатов. ¬ любой момент каждый может высказать свое мнение по открытым вопросам или вызватьс€ помочь отстающему коллеге.

Scrum-команды самоорганизующиес€ и кросс-функциональные. ¬ традиционной компании программисты сид€т с программистами, бухгалтеры Ч с бухгалтерами. ¬ Scrum наоборот Ч в одной команде наход€тс€ специалисты из разных областей: разработчики, тестировщики, дизайнеры, представители бизнеса и т.д. ¬се несут одинаковую ответственность за продукт.

ѕо словам создателей фреймворка, суть Scrum Ч в маленькой команде людей. ќни по€сн€ют это так: Ђ ажда€ отдельна€ команда чрезвычайно гибка и адаптивна. Ёти преимущества про€вл€ютс€, распростран€€сь на любое количество команд в организации: одну, несколько или целые сети команд, которые разрабатывают, выпускают, осуществл€ют эксплуатацию и поддержку продуктов, таким образом объедин€€ труд тыс€ч людейї.

ќбычно Scrum-команда состоит из п€ти-дев€ти человек (не счита€ скрам-мастера и владельца продукта и при условии, что они не участвуют в разработке). ¬ажно, чтобы команда оставалась гибкой и ей хватало навыков дл€ выполнени€ значимой работы.

ƒжефф Ѕезос Ч основатель компаний Amazon и Blue Origin, владелец The Washington Post и   богатейший человек в мире (Forbes, 2018) Ч приверженец Scrum. ќн сформулировал простое и очень нагл€дное правило: команда должна быть достаточно маленькой, чтобы ее можно было накормить двум€ пиццами. Ђѕравило двух пиццї, внедренное в Amazon, идеально соотноситс€ с философией Scrum Ч именно таким количеством можно накормить от четырех до восьми человек.

¬ Scrum сотрудники не руковод€т друг другом, а работают сообща. –оли и состав команды на прот€жении спринта не мен€ютс€.

–оли в —краме

¬ традиционном варианте Scrum можно выделить три роли: владелец продукта, скрам-мастер и команда разработки. ќднако, многие идут дальше. “ак по€вл€ютс€ дополнительные роли: заказчик, бизнес-аналитик и другие.

—огласно руководству, Ђскрам-мастерї Ч это лидер-помощник дл€ команды, который вовлекает остальных участников в процесс работы, не име€ при этом формальной власти. ќн также помогает пон€ть теорию и практики Scrum, его правила и ценности. ¬ зоне его ответственности находитс€ наблюдение за работой, предложени€ по повышению продуктивности, предоставление обратной св€зи, устранение преп€тствий и пр.

¬ладелец продукта Ч это человек-промежуточное звено между заказчиком и командой разработки (может быть на той и на другой стороне). ќн несет ответственность за достижение максимальной ценности продукта.

—обыти€ —крама

Scrum предполагает четыре вида формальных событий, направленных на инспекцию и адаптацию: стендап (ежедневное собрание во врем€ спринта), планирование спринта, обзор спринта и его ретроспектива. ќ прозрачности и открытости тоже никто не забывает. Ќапример, стендапы Microsoft, на которых разработчики за чашкой ча€ обсуждают планы на ближайшие сутки, легко найти в сети.

Scrum-меропри€ти€ со стороны могут выгл€деть как Ђлегализаци€ бардакаї, потому как команды сами определ€ют формат встречи. —амое главное Ч достигнуть поставленных целей. Ќа стендапе участники, как правило, сто€ планируют работу на ближайший день, обговарива€ что было выполнено накануне, и с какими трудност€ми столкнулс€ каждый член команды. “ака€ встреча длитс€ не дольше 15 минут, поэтому, чтобы не тер€ть врем€, участники могут здесь же пить кофе и перекусывать.

—оздатели данного метода считают, что благодар€ такому подходу, такой свободе, можно быстро решать проблемы различной сложности и креативно подходить к созданию программного или любого другого продукта